Petter Eldh & Koma Saxo - Koma Saxo (We Jazz, 2019) Кажется, в копилку лучших альбомов года подвалило — на днях на молодом финском лейбле We Jazz вышел альбом супергруппы Koma Saxo (хотя сами себя они так просят не называть). Коллективом командует шведский контрабасист Petter Eldh, с ним в обойме барабанщик Christian Lillinger и целых три саксофониста, один из которых — монстр Jonas Kullhammar (в составе Nacka Forum однажды озвучивал в Москве немое кинишко). Пластинка моментально включает в себя своей наэлектризованной бодростью — каждая композиция не даёт сомкнуть глаз: на высоких скоростях Koma Saxo скрупулёзно выписывают кренделя с повышенным коэффициентом грува. Оно и понятно — так и полагается коллективу, в котором главарь — контрабасист. Здесь же стоит отметить выдающийся мастеринг и гениальное сведение всего альбома — тот редкий момент, когда именно эти факторы выводят джазовый альбом из разряда просто джазового альбома в категорию настоящего мастерписа. А для пёстрой музыки Koma Saxo это очень важно! В музыкальном плане пластинка невероятно разнообразна и насыщена — здесь фактически нет фриджазовых блужданий, все мелодические ходы заманчиво благозвучны, тут есть и припевы-куплеты, и ошарашивающая смена картинки в виде изменчивого ритма, саксофоны напористо гнут свою духовую линию, зачастую обрабатываются эффектами и звучат, как электронно-лампово. Отчего вырисовывается настолько нескучная музыка, что работа окончательно встаёт, как городская пробка, и отвлечься от её прослушивания могут или фейрверки за окном, или тупо тишина после последней композиции. Изобретательности Koma Saxo не занимать — кажется, именно так должен звучать джаз-2020: дерзко, находчиво, красиво, страстно. Ребята с лёгкостью прыгают выше головы и берутся за то, что раньше в джазе никто никогда не делал — например, в 50-секундном треке «Sport Koma» передают привет трэпу. Ну, а в середине пластинки вдруг возникает кавер на композицию группы Куллхаммера Nacka Forum — «Fanfarum for Komarum II» — в версии Koma Saxo звучащий свободно и дабово, смешно и психоделично. Одним словом, альбом Koma Saxo — это пока что лучший пример того, как современный джаз может звучать просто, стильно и актуально, не спасая себя модной электроникой и перепродюсированностью.